Google+

Вербицкая М. В. Forward. Английский язык для 9 класса. Unit 10

9 klassВербицкая М. В. Forward. Английский язык для 9 класса. Unit 10 Leaders & followers

Read, listen and talk about leadership. — Читать, слушать и говорить о лидерстве.
Practise verb -ing forms. – Практиковать глаголы с -ing формой.
Focus on presenting personal opinion. – Сконцентрироваться на представлении личного мнения.
Write a brief biography of an outstanding person. — Написать краткую биографию выдающегося человека.

SPEAKING AND LISTENING – говорение и аудирование

Ex. 1 Work in pairs and answer the questions. — Работайте в парах и ответьте на вопросы.

1. Are teenagers interested in the life around them? — Действительно ли подростки заинтересованы в жизни вокруг них?
2. How can teenagers demonstrate their activity in everyday life? — Как подростки могут продемонстрировать свою активность в повседневной жизни?

3. How strongly are teenagers influenced by the opinions of other people (friends, parents, teachers, youth culture trends)? — Насколько сильно подростки находятся под влиянием мнения других людей (друзей, родителей, учителей, модной молодежной культуры)?
4. Should young people always accept the ideas of older people? — Молодые люди всегда принимают идеи старших людей?
5. From what age can young people participate actively in the social life of their school/city/ region/country? — С какого возраста молодые люди могут активно участвовать в общественной жизни своей школы / города / региона / страны?

Ex. 2 In small groups, discuss in what situations young people can be leaders. Look at pictograms a-f and decide what activities ‘leaders’ are in charge of in each of them. Match the pictograms with activities 1-6. — В малых группах обсудите в каких ситуациях молодые люди могут быть лидерами. Посмотрите на пиктограммы а-е, и решите, какую деятельность совершают «лидеры» на каждой из них. Сопоставьте пиктограммы деятельностью 1-6.

1. control an interest group or their activity — контролировать группу по интересам или их деятельность
2. represent people — представлять людей
3. become winners in competitions — стать победителями в соревнованиях
4. direct the movements of an expedition — направлять движение экспедиции
5. are responsible for the work of a large group of people — нести ответственность за работу большой группы людей
6. chair a conference/a meeting — возглавлять конференцию / встречу

Ex. 3 What examples of such activities can you give from the life of young people in your class/ school/city? Compare your answers. — Какие примеры такой деятельности вы можете дать из жизни молодых людей в вашем классе / школе / городе? Сравните ваши ответы.

Ex. 4 Listen and say which of the speakers expresses the following viewpoints. One of the statements is extra. — Послушайте и скажите, кто из выступающих выражает следующие точки зрения. Одно из утверждений является лишним.

B-1. The concept of leadership may be different for various age groups. — Понятие лидерства может быть различным для разных возрастных групп.
A-2. Leadership is about being positive and capable of inspiring the others. — Лидерство – это быть положительным и способным вдохновлять других.
Extra-3. Leadership presupposes authority. — Лидерство предполагает власть.
E-4. Leadership is aimed at achieving collective goals. — Лидерство направлено на достижение общих целей.
D-5. Leadership helps people build up their careers. — Лидерство помогает людям строить свою карьеру.
C-6. Leadership is primarily about development of people. — Лидерство в первую очередь состоит в развитии людей.

Ex. 5 Listen again and discuss in groups. In the past decade the word ‘leadership’ has become a buzz word all round the world. What do people understand by ‘leadership’? Which of the opinions do you support? Why? — Послушайте снова и обсудите в группах. В последнее десятилетие слово «лидерство» стало модным словом по всему миру. Что люди понимают под словом «лидерство»? Какое из мнений вы поддерживаете? Почему?

Ex. 6 Talk to your partner and discuss whether it is fashionable to be active nowadays. Find out if he/she belongs to any society, club, voluntary group; what activities he/she is involved through this organization; how this participation helps him/her to develop personal capabilities more fully. — Поговорите с вашим партнером и обсудите, является ли это модным быть активным в настоящее время. Узнайте, он / она принадлежит к любому обществу, клубу, группе добровольцев; в каких действиях он / она участвует в этой организации; как это участие помогает ему / ей развивать личные возможности более полно.

Ex. 7 Read the names of outstanding people and say in which spheres of life they have proved to be leaders for people in Russia in different times. — Прочитайте имена выдающихся людей, и скажите, в каких сферах жизни они оказались лидерами для людей в России в разные времена.

Peter the Great – Russian emperor who led a cultural revolution — Петр Великий — русский император, который вел культурную революцию
Mikhail Lomonosov — the first Russian scientist-naturalist of universal importance — Михаил Ломоносов — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения
Alexandr Solzhenitsyn — Russian novelist, historian, who was an outspoken critic of the Soviet Union and communism and helped to raise global awareness of its Gulag forced labor camp system — Александр Солженицын — русский писатель, историк, который был откровенным критиком Советского Союза и коммунизма и способствовал повышению глобальной осведомленности о системе принудительного трудового лагеря Гулаг
Sergei Korolev — worked as the lead Soviet rocket engineer and spacecraft designer — Сергей Королев — работал в качестве ведущего советского ракетного инженера и дизайнера космического аппарата
Ivan Papanin — Soviet polar explorer, scientist — Иван Папанин — советский полярный исследователь, ученый
Galina Ulanova — one of the greatest ballerinas of the 20th century — Галина Уланова — одна из величайших балерин 20-го века
Georgy Zhukov — marshal and a soviet military leader — Георгий Жуков — маршал и советский военный деятель
Anna Akhmatova — one of the greatest Russian poets — Анна Ахматова — одна из величайших русских поэтов
Vladimir Vysotsky — Russian singer-songwriter, poet, and actor whose career had an immense and enduring effect on Soviet and Russian culture — Владимир Высоцкий — русский певец и автор песен, поэт и актер, чья карьера имела огромное и длительное воздействие на советскую и российскую культуры
Zhores Alferov — physicist and academic who contributed significantly to the creation of modern heterostructure physics and electronics — Жорес Алферов — физик и ученый, который внес значительный вклад в создание современной гетероструктурной физики и электроники
Sofia Kovalevskaya — was the first major Russian female mathematician — Софья Ковалевская — стала первой главной русской женщиной математиком
Mstislav Rostropovitch — is considered to be one of the great cellists of the 20th century — Мстислав Ростропович — считается одним из величайших виолончелистов 20-го века
Galina Vishnevskaya — Russian soprano opera singer and recitalist — Галина Вишневская — Русская оперная певица сопрано и чтец
Vladislav Tretiak — considered to be one of the greatest goaltenders in the history of the sport — Владислав Третьяк — считается одним из величайших вратарей в истории спорта

Ex. 8 Work in small groups. Discuss what other names of outstanding people in Russia you would like to add to the list in Exercise 7 from the sphere of politics, science, engineering, art, sport. Can you call these people leaders? Why? Did they have many followers? Compare your answers with other groups. — Работа в малых группах. Обсудите, какие другие имена выдающихся людей в России вы хотели бы добавить к списку в упражнении 7 из сферы политики, науки, техники, искусства, спорта. Можете ли вы назвать этих людей лидерами? Почему? Есть ли у них много последователей? Сравните ваши ответы с другими группами.

SPEAK OUT | Presenting opinion — Выскажитесь | Представляя мнение

I believe he/she was one of the greatest… ever. He/she undoubtedly had a talent to … — Я полагаю, что он / она была одной из самых больших … когда-либо. Он / она, несомненно, имел талант
He/she could … — Он / она могла
He/she had a big/powerful influence on … His/her followers admired him/her for… — Он / она имела большое / сильное влияние на … Его / ее последователи восхищаются им / ей за…
I guess people of my generation respect this person because … — Я предполагаю, что люди моего поколения уважают этого человека, потому что

A) Ivan Papanin (1894-1986) Soviet polar explorer, led pioneer ice floe research, in World War II played a key role in Arctic shipping operations, doctor of geography, from 1945 to his death was the chairman of the Moscow branch of the Soviet Geographical Society. — советский полярный исследователь, руководил первым исследованием льдин, во время Второй мировой войны играл ключевую роль в арктических перевозках, доктор географических наук, с 1945 года до своей смерти являлся председателем Московского отделения Советского Географического Общества.

B) Anna Akhmatova (1889-1966) one of the major poets of the Silver Age, whose strong and clear leading female voice struck a new chord in Russian poetry. Her work was heavily criticized and censored by Stalinist authorities, yet she chose not to emigrate and remain in Russia acting as a witness to the difficulties of living and writing in the shadow of Stalinism. She inspired and advised a large circle of key young Soviet writers. — одна из главных поэтов Серебряного века, чей сильный и ясный ведущий женский голос ударил новый аккорд в русской поэзии. Ее работа была подвержена резкой критике и цензуре со стороны сталинских властей, но она решила не эмигрировать и остаться в России, выступая в качестве свидетеля к трудностям жизни и сочиняя в тени сталинизма. Она вдохновляла и рекомендовала большой круг ключевых молодых советских писателей.

C) Sergei Korolev (1907-1966) A famous scientist and founder of practical cosmonautics, he was the chief constructor of the first Earth sputniks, led Soviet rocket engineering and spacecraft design, supervised the launch of rockets to the Moon, Mars and Venus as well as the Vostok and Soyuz manned spaceflight programmes. — Известный ученый и основатель практической космонавтики, он был главным конструктором первых спутников Земли, во главе советской ракетной техники и конструкции космических аппаратов, курировал запуск ракеты на Луну, Марс и Венеру, а также Восток и Союз, пилотируемые программы космического полета.

D) Galina Ulanova (1910-1998) A great Russian ballerina who won world recognition, she created unforgettable dramatic images in such ballets as Giselle, Romeo and Juliet, Sleeping Beauty and many others. Her work as a ballet teacher and coach at the Bolshoi Theatre developed the principles and traditions of the Russian school of choreography. Among her pupils were Ekaterina Maximova, Vladimir Vasiliev, Nikolay Tsiskaridze. — Великая русская балерина, которая получила мировое признание, она создала незабываемые драматические образы в таких балетах, как Жизель, Ромео и Джульетта, Спящая красавица и многие другие. Ее работа в качестве преподавателя и тренера балета в Большом театре разработала принципы и традиции русской хореографической школы. Среди ее учеников были Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Николай Цискаридзе.

Ex. 9 Fact File. Match the names of four outstanding people from the list in Exercise 7 with some facts from their biographies. – Факты. Сопоставьте имена четырех выдающихся людей из списка в упражнении 7 с некоторыми фактами из их биографии.

Ex. 10 Work with a partner and take turns to play a guessing game. Student A thinks of an outstanding person in world history, writes the name down on a piece of paper and explains why he/she considers this person prominent. Student В can ask three questions checking his/her guess (without mentioning any names) and then gives the name. Student A is allowed to answer only ‘Yes’ or ‘No’. — Работайте с партнером и по очереди играйте угадайку. Студент А думает о выдающейся личности в мировой истории, пишет имя на листе бумаги, и объясняет, почему он / она считает этот человек выдающийся. Студент В может задать три вопроса проверяя его / ее догадку (без упоминания каких-либо имен), а затем называет имя. Студент имеет право отвечать только «Да» или «Нет».

Ex. 11 If you had a chance of travelling on a time machine what famous person from the past would you like to meet? What two questions would you like to ask him/her? Explain why. Support your statement with two or three arguments. — Если бы у вас была возможность путешествовать на машине времени, какого известного человека из прошлого, вы бы хотели встретить? Какие два вопроса вы хотели бы задать ему / ей? Объясните, почему. Поддержите свое заявление двумя или тремя аргументами.

READING AND SPEAKING – чтение и говорение

Ex. 1 Read the description of leaders and followers given below. Discuss it with your classmates and express your opinion about the descriptions in each of the columns using the expressions from Speak Out below. — Прочитайте описание лидеров и последователей, приведенные ниже. Обсудите это со своими одноклассниками и выскажите свое мнение по поводу описаний в каждом из столбцов, используя выражения из раздела Выскажитесь ниже.

• What is your attitude to this list? — Каково ваше отношение к этому списку?
• Which of the descriptions of leaders and followers do you most exact and convincing? Why? — Какие из описаний лидеров и последователей сделают вас наиболее точными и убедительными? Почему?
• Which of the descriptions don’t you agree with? Why? – С какими из описаний вы не согласны? Почему?

LEADERS — ЛИДЕРЫ
1. Leaders are initiators. — Лидеры являются инициаторами.
2. Leaders are willing to step up and take on the task of moving the project forwards. — Лидеры готовы активизироваться и взять на себя задачу продвижения проекта.
3. Leaders are intuitive, and once they have a general direction for a project, don’t have to be told what to do every step of the way. — Лидеры интуитивны, и как только они имеют общее направление для проекта, им не нужно говорить что делать на каждом шаге пути.
4. Leaders push for action, and are not content with simply sitting still. — Лидеры дают толчок к действию, а не довольствуются просто сидеть тихо.
5. Leaders are innovators. They try new things. They are even willing to fail, but fail trying. — Лидеры являются новаторами. Они пробуют новые вещи. Они даже готовы потерпеть неудачу, но потерпеть неудачу пытаясь.
6. Leaders like change. – Лидеры любят изменения.
7. Leaders accept responsibility. — Лидеры принимают на себя ответственность.
8. Leaders despise inaction. It drives leaders crazy not to make progress. — Лидеры презирают бездействие. Это сводит с ума лидеров не добиться прогресса.

Ex. 2 Is ‘leadership’ a one-way or a two-way process? Talk to your partner and find out what he/she thinks about it. Express your own opinion, using the phrases from Speak Out. — Является ли «лидерство» односторонним или двусторонним процессом? Поговорите с вашим партнером и выясните, что он / она думает об этом. Выскажите свое собственное мнение, используя фразы из раздела Выскажитесь.

SPEAK OUT — Expressing opinions — Выскажитесь — Выражение мнения
As for me — Как по мне
I understand that — Я это понимаю
If you ask me — Если ты спросишь меня
I am quite certain / convinced that — Я совершенно уверен / убежден, что
I have no doubt that — У меня нет сомнений, что
As I see it — Как я вижу это
I’d like to say that — Я хотел бы сказать, что
In my opinion — По моему мнению
I think / believe / assume that — Я думаю, что / верю / предполагаю, что

Clarifying opinions — Разъяснение мнения
That’s why… — Вот почему
That’s what makes — Вот что делает
In this sense — В этом смысле
I mean — Я имею в виду

FOLLOWERS — Последователи
1. Followers are responders. — Последователи ответчики.
2. Followers have to be forced to carry out a project by their boss. They need someone to give them direction. – Босс вынуждает последователей осуществлять проект. Им нужен кто-то, чтобы дать им направление.
3. Followers want direction on a constant basis, so they make sure approval has been given. — Последователи хотят направление на постоянной основе, поэтому удостоверяются, что одобрение было дано.
4. Followers are pulled across the finish line. — Последователи тянут через финишную черту.
5. Followers simply want to maintain the status quo. They are very rarely willing to risk or try anything new. — Последователи просто хотят сохранить статус-кво. Они очень редко готовы рисковать или попробовать что-нибудь новое.
6. Followers despise change, and do everything possible to resist it. — Последователи презирают изменения, и сделают все возможное, чтобы противостоять этому.
7. Poor followers avoid responsibility, good followers become leaders. — Плохие последователи избегают ответственности, хорошие последователи становятся лидерами.
8. Followers are comfortable with little or no progress. — Последователи довольствуются малым прогрессом или его отсутствием.

Ex. 3 Read the poem and decide what is the author’s message. — Прочитайте стихотворение и решите, каково сообщение автора.

Fail to honour people, — Потерпите неудачу в уважении людей,
They fail to honour you; — Они потерпят неудачу в уважении тебя
But of a good leader, who talks little, — Но о хорошем лидере, который говорит мало,
When the work is done, his aim fulfilled, — Когда работа сделана, его цель выполнена,
They will say, ‘We did this ourselves.’ — Они скажут: «Мы сделали это сами.»
Lao Tzu — Лао-цзы

LISTENING AND SPEAKING – аудирование и говорение

Ex. 1 A group of young professionals is discussing the list with ‘Leaders & Followers’ descriptions on page 88. Listen to their discussion and decide — Группа молодых специалистов обсуждает список с описаниями «Лидеры & последователи» на странице 88. Послушайте их обсуждение и примите решение

• what their attitude towards this list is. — каково их отношение к этому списку
• which of the statements the speakers support. — какие из заявлений поддерживают говорящие.
• which opinions the speakers do not share. — какие мнения говорящие не разделяют.

Ex. 2 Study the graph and in pairs discuss the rating of qualities that are considered to be most important for leaders in modern business world. Will this rating be the same for other walks of life, i.e. politics / art / sport / education? Give arguments in support of your opinion using the phrases from Speak Out. — Изучите график и в парах обсудите рейтинг качеств, которые считаются наиболее важными для лидеров в современном деловом мире. Будет ли эта оценка одинаковой для других слоев общества, то есть политики / искусства / спорта / образования? Дайте аргументы в поддержку своего мнения, используя фразы из раздела Выскажитесь.

Ex. 3 In the contemporary world, research-technology leaders must understand business as well as technology. Listen to the text about Zhores Alferov, the 2000 Nobel Prize winner, and answer the questions. — В современном мире, научно-технологические лидеры должны понимать дело, а также технологии. Послушайте текст о Жоресе Алферове, лауреате Нобелевской премии 2000, и ответьте на вопросы.

1. What is Zhores Alferov’s field of scientific and research activity? – Physics — Каково поле научно-исследовательской деятельности Жореса Алферова? — Физика
2. What are the spheres for industrial and technological application of his scientific achievements? – Electronics — Каковы сферы промышленного и технологического применения его научных достижений? — Электроника
3. What was he awarded the Nobel Prize for? – semi-conductor electronic transistor — За что он был удостоен Нобелевской премии? — Полупроводниковый электронный транзистор
4. Which institution does he head? – USSR Academy of Sciences — Какое учреждение он возглавлял? — Академия наук СССР
5. What kind of leader is he? – He believed in human talent and team work — Какой он лидер? — Он верил в человеческий талант и работу в команде
6. Why does Zhores Alferov consider it important to recognise other people’s talent? — Почему Жореса Алферова считают важным в признании таланта других людей?

SPEAK OUT | Supporting arguments — Выскажитесь | Поддерживая аргументы
You may think of different ways to support your arguments by — Вы можете подумать о различных способах, чтобы поддержать ваши доводы
• giving examples — приведение примеров
• giving personal experience — предоставление личного опыта
• giving statistics — предоставление статистики
• quoting — цитирование
• giving reasons – указание причин
• explaining consequences – объяснение последствий
• predicting — прогнозирование

Ex. 4 Prepare a talk about Zhores Alferov. Express your opinion and describe his leadership skills. Make use of the information you have learned from the recording about him and the phrases given below. — Подготовьте разговор о Жоресе Алферове. Выскажите свое мнение и опишите его лидерские навыки. Используйте информацию, которую вы узнали из записи о нем и фразы, приведенные ниже.

to grasp the logic of rapidly developing — понять логику быстрого развития
electronic industry — электронная промышленность
to make major contributions to electronics technology — сделать значительный вклад в технологии электроники
to formulate business strategy — сформулировать бизнес-стратегию
to be able to communicate effectively — иметь возможность эффективно общаться
to be able to explain his views clearly — быть в состоянии четко объяснить свою точку зрения
to recognize talent in others — распознавать таланты в других
to be able to spot rare and valuable leadership — быть в состоянии обнаружить редкое и ценное руководство
ability in young researchers — способность молодых исследователей
to face tough challenges — сталкиваться с серьезными проблемами
to solve critical business problems — решать критически важные бизнес-задачи
to motivate, coach and create an organization — мотивировать, инструктировать и создать организацию
that can win in the marketplace — что может победить на рынке

SPEAK OUT | Presenting personal opinion — Выскажитесь | Представляя личное мнение

State an opinion: I think it is fair to say that — Укажите мнение: Я думаю, что это справедливо сказать, что
Provide reasons that support the opinion: I mean — Приведите причины, которые поддерживают мнение: я имею в виду
The thing is — Дело в том
The reason why I am saying it is — Причина, почему я говорю это
It’s common knowledge that — Общеизвестно, что
Use linking words and phrases to connect opinion and reasons: e.g., because, therefore, since, for example, for instance, in order to, in addition — Используйте связующие слова и фразы, чтобы соединить мнения и причины: например, потому, что, следовательно, так как, например, для примера, для того, чтобы, кроме того
Finish up with a concluding statement: In conclusion I’d like to say — Закончите с заключительным заявлением: В заключение я хотел бы сказать
I think I’ll finish up by saying that — Я думаю, что я закончу, сказав, что

READING AND VOCABULARY – чтение и запас слов

Ex. 1 Skimming. Quickly read the article and answer the questions. – Просмотровое чтение (Скольжение). Быстро прочитайте статью и ответьте на вопросы.

1. What colours are traditionally important for character description in various cultures? — Какие цвета традиционно важны для описания характера в различных культурах?
2. What role does the gemstone metaphor play for understanding Ms Glazov’s theory? — Какую роль играет метафора драгоценного камня для понимания теории г-жи Глазовой?
3. Is there a type of brain colour that is better than the others? — Есть ли тип цвета мозга, который лучше, чем другие?

Have you ever thought that when people want to express a highly positive opinion about someone they value they often use the word ‘gem’? A gem means ‘a beautiful expensive stone that is used to make jewellery’. So why do people in various cultures use it to describe a person? The answer is universal — we want to stress the idea that a particular person is very special to us, especially in some useful or helpful way.
(отрывок из текста)

Вы когда-нибудь думали, что, когда люди хотят выразить весьма положительное мнение о ком-то, кого они ценят, они часто используют слово «драгоценный камень»? Драгоценный камень означает «красивый дорогой камень, который используется, чтобы сделать ювелирные изделия. Так почему же люди в разных культурах используют его, чтобы описать человека? Ответ на этот вопрос является универсальным — мы хотим подчеркнуть идею о том, что конкретный человек является очень особенным для нас, особенно удобным или полезным способом.
Шейла Н. Глазова, американский автор увлекательного подхода к пониманию того, как люди общаются, не является исключением. Она предлагает использовать эту универсальную метафору, чтобы помочь людям понять ее теорию. В двух словах, госпожа Глазова просит людей подумать о себе как о многогранной личности с качествами драгоценного камня. Она считает, что в различных ситуациях, в жизни людей, активируются различные цвета мозга, которые помогают отображать яркие цвета своей индивидуальности.
Геммологи уверены, что драгоценные камни имеют свои собственные личности и ценятся больше всего за блеск их цвета. Психологи, в свою очередь, утверждают, что цвет может сильно повлиять на нашу жизнь и наше поведение: одежду, которую мы носим, автомобили, на которых мы ездим, как мы реагируем на цвет чьих-то волос, глаз и кожи.

Historically, Ancient Romans and Egyptians saw yellow as the colour of their sun gods. Yellow can represent power and wisdom, thus Yellow Brainers become successful leaders. They choose careers as CEOs, educators, bankers, business managers and administrators.

Исторически сложилось, что древние римляне и египтяне видели желтый, как цвет их богов солнца. Желтый может представлять силу и мудрость, тем самым люди с желтыми типом мозга становятся успешными лидерами. Они выбирают карьеру в качестве генеральных директоров, преподавателей, банкиров, бизнесменов, менеджеров и администраторов.

In various cultures green has traditionally been a symbol of growth, knowledge, memory, and an ability to see into the future. Green Brainers achieve success in innovation and choose careers as accountants, computer professionals, researchers, engineers and lawyers.

В различных культурах зеленый традиционно является символом роста, знания, памяти и способности видеть в будущем. Люди с зеленым типом мозга достигают успеха в области инноваций и выбирают карьеру в качестве бухгалтеров, компьютерных специалистов, исследователей, инженеров и юристов.

In ancient Roman and Greek tradition blue was the colour of Venus, the goddess of love. In the Buddhist tradition, blue produces peace of mind, representing the sky, coolness and water. All these meanings symbolize a Blue Brainer’s ability to be creative. They choose careers as artists, social workers, musicians and pet care specialists.

В древней римской и греческой традиции синий цвет был цветом Венеры, богини любви. В буддийской традиции, синий производит спокойствие, представляя небо, прохладу и воду. Все эти значения символизируют способность людей с голубым типом мозга быть творческими. Они выбирают карьеру в качестве художников, социальных работников, музыкантов и специалистов ухода за домашними животными.

Orange is a mixture of red and yellow that symbolizes excitement, energy and fire. According to Chinese tradition orange represents a powerful energy source. To the Japanese it signifies happiness and love. Orange is believed to boost the appetite and stimulate communication. Orange Brainers choose careers as firefighters, emergency room physicians and nurses and sports professionals.

Оранжевый представляет собой смесь красного и желтого, который символизирует волнение, энергию и огонь. Согласно китайской традиции оранжевый представляет собой мощный источник энергии. Для японцев это означает счастье и любовь. Оранжевый, как полагают, повышает аппетит и стимулирует общение. Люди с оранжевым типом мозга выбирают карьеру в качестве пожарных, врачей скорой помощи и медицинских сестер и спортивных специалистов.

Are any of the Brain Colours particularly significant? Are any of the colours ‘wrong’ or harmful for our personality? There is no right or wrong colour. It’s just another facet of ourselves. Just like a gemstone, we value others and are attracted to the best features of their personalities.

Что-нибудь из цветовых типов мозга имеет особое значение? Являются ли какие-либо из цветов «неправильным» или вредным для нашей личности? Нет правильного или неправильного цвета. Это просто еще один аспект нас самих. Так же, как драгоценный камень, мы оцениваем других людей и привлекаем лучшие черты своей личности.

Ex. 2 Read the article again. Are these statements true, false or not stated? — Прочитайте статью снова. Являются ли эти предложения истинными, ложными или не указано?

T-1. Various cultures use a universal metaphor to respect people’s positive qualities. — Различные культуры используют универсальную метафору, чтобы уважать положительные качества людей.
F-2. Sheila N. Glazov’s theory is based on ancient beliefs. — Теория Шейлы Н. Глазовой основана на древних верованиях.
F-3. The author of the theory is a gemologist. — Автором теории является геммолог.
T-4. Yellow Brainers succeed best with the responsibilities of leadership. — Люди с желтым типом мозга успешны лучше всего с обязанностями руководства.
NS-5. Blue Brainers are very helpful and tend to be true friends. — Люди с синим типом мозга очень полезны и имеют тенденцию быть истинными друзьями.
NS-6. Orange Brainers love solving problems and sharing knowledge. — Люди с оранжевым типом мозга любят решения проблем и обмен знаниями.
F-7. Green is the most significant of all the colours. — Зеленый является наиболее значимым из всех цветов.
F-8. Green Brainers are most successful in life. — Люди с зеленым типом мозга являются наиболее успешными в жизни.
NS-9. In different situations our personalities reflect the various colours of our brain. — В разных ситуациях наши личности отражают различные цвета нашего мозга.

Ex. 3 QUIZ. ‘What colour is your brain?’ Recognize your strengths and perspectives. — Викторина. «Какого цвета ваш мозг?». Признайте свои сильные стороны и перспективы.

Would you like to learn what your personal strengths and weaknesses are when cooperating with others? Would you like to discover your potential for teamwork and leadership? If yes, get down to work! — Вы хотите узнать ваши личные сильные и слабые стороны при взаимодействии с другими? Вы хотите открыть свой потенциал для совместной работы и лидерства? Если да, то приступим к работе!

Instructions to follow – Следуйте инструкциям

The Quiz consists of word lists and fill-in sentences. The numerical values from this process will give you a synopsis of your Brain Colours. — Викторина состоит из списков слов и предложений для заполнения. Численные значения этого процесса даст вам краткий обзор цвета вашего мозга.
1. Read the four words and phrases horizontally, across each line. — Прочитайте четыре слова и фразы, по горизонтали, по каждой строке.
2. Decide which word in each line describes you — Решите, какое слово в каждой строке описывает вас
Most = 4 – лучше всего
Not too much = 3 – не очень сильно
Rarely = 2 — редко
Least = 1 – меньше всего
3. Rank each characteristic in the line across using 4, 3, 2, 1 only once (4 = the greatest value, 1 = least value to you). – Классифицируйте каждую характеристику в строке используя 4, 3, 2, 1 только один раз (4 = наибольшее значение, 1 = наименьшее значение для вас).
4. After you have completed all the lines, vertically add all the numbers in each of the four columns down to calculate your TOTALS. — После того, как вы заполнили все линии, вертикально сложите все числа в каждой из четырех колонок вниз, чтобы рассчитать общее число.
5. Write down the TOTAL number for your A, В, C, D columns at the bottom line. — Запишите общее количество для столбцов А, В, С, D в нижней строке.
6. If two of your TOTALS are numerically equal, that is not unusual. — Если два из ваших итогов численно равны, это не является необычным.

Important tips to remember while determining your Brain Colour — Важные советы помнить при определении цвета вашего мозга
• There are no right or wrong answers, only what is accurate about you. — Нет правильных или неправильных ответов, только то, что является точно о вас.
• Your Brain Colour may be different in your personal, academic or professional life. — Ваш цвет мозга может отличаться в вашей личной, академической или профессиональной жизни.
• If you are doing the quiz with another individual, please do not have him or her help you. How you see yourself may be not how others see you. — Если вы делаете тест с другим человеком, пожалуйста, не надо чтобы он или она помогали вам. Как вы видите себя, может быть не так, как другие видят вас.
• Enjoy yourself! The Brain Colour Quiz is informative and fun! — Наслаждайся! Викторины Цвет мозга является информативной и веселой!

When doing work with others, I see myself as — При выполнении работы с другими людьми, я вижу себя

A: Organised – организованным, Punctual – пунктуальным, Detailed детальным, Responsible – ответственным, Committed – приверженным, Careful – аккуратным, Respectful — почтительным

В: Creative – творческим, Communicative – общительным, Flexible – гибким, Caring – заботливым, Sensitive – чувствительным, Cooperative – согласовано действующим, Reliable — надежным

С: Independent — независимым, Curious – любопытным, Relaxed – расслабленным, Analytical – аналитическим, Serious – серьезным, Technical – технический, Competent – грамотный, компетентный

D: Enthusiastic – восторженным, Fun-loving – любящим веселье, Competitive – конкурентоспособным, Resourceful — изобретательным, Courageous – мужественным, Energetic – энергичный, Generous — щедрый

When making decisions, I like to — При принятии решений, мне нравится

Have a plan – иметь план, Talk to others – говорить с другими, Gather all the facts – собирать все факты, Trust instincts – доверять инстинктам

I am most comfortable and achieve success in an environment that supports my sense of — Я чувствую себя очень комфортно и добиваюсь успеха в среде, которая поддерживает мое чувство

Stability – стабильность, Harmony – гармония, Privacy – конфиденциальность, Freedom — свобода

Ex. 4 Now look at page 119 to find out what your answers suggest. Do you agree? — Теперь посмотрите на странице 119, чтобы узнать, что ваши ответы дают основание предположить. Вы согласны?

You may find it helpful to read about your Brain Colours according to their numerical sequence. — Вы можете найти полезным прочитать о цвете вашего мозга в соответствии с их числовой последовательностью.
You will discover most of your characteristics under description that you ranked the highest. — Вы откроете для себя большинство ваших характеристик в соответствии с описанием, что вы выбрали самым высоким.
If two of your TOTALS were numerically equal, that is not unusual. It indicates similar strengths and perspectives in those Brain Colours. — Если два из ваших итогов были численно равны, что не является необычным. Это указывает на аналогичные сильные стороны и перспективы в этих цветах мозга.

A) My YELLOW BRAIN strengths and perspectives — Мои сильные стороны и перспективы желтого мозга
I see myself as responsible, reliable & punctual. — Я вижу себя ответственным, надежным и пунктуальным.
I am naturally respectful & interested. — Я естественно уважительный и заинтересованный.
I value traditions & stability. — Я ценю традиции и стабильность.
My priorities are punctuality & organization. — Мои приоритеты пунктуальность и организация.
In teamwork I show strong sense of right & wrong. — В совместной работе я показываю сильное чувство правильного и неправильного.
In my studies I am prepared & committed. — В моей учебе я подготовленный и идейный.
I deal with change by developing a plan of action. — Я имею дело с изменением пути разработки плана действий.
My stress factor is dealing with disorganization. — Мой стрессовый фактор иметь дело с дезорганизацией.

В) My BLUE BRAIN strengths and perspectives — Мои достоинства и перспективы синего цвета мозга
I see myself as helpful, creative, communicative. — Я вижу себя полезным, творческим, коммуникабельным.
I am naturally friendly, caring & flexible. — Я естественно дружелюбный, заботливый и гибкий.
I value honesty & empathy. — Я ценю честность и сопереживание.
My priorities are harmony & hugs. — Мои приоритеты гармония и объятия.
In teamwork I show understanding & encouraging. — В совместной работе я понимающий и обнадеживающий.
In my studies I am enthusiastic, eager to learn & interactive. — В моих исследованиях заинтересованный, желающий учиться и интерактивный.
I deal with change by asking myself how the change would feel. — Я имею дело с изменениями, спрашивая себя, как изменение будет влиять.
My stress factor is lack of cooperation. — Мой стрессовый фактор является отсутствие сотрудничества.

С) My GREEN BRAIN strengths and perspectives — Мои достоинства и перспективы зеленого мозга
I see myself as logical, intelligent & calm. — Я вижу себя логическим, умным и спокойным.
I am naturally original & creative. — Я естественно оригинальный и творческий.
I value knowledge & efficiency. — Я ценю знания и эффективность.
My priorities are independence & privacy. — Мои приоритеты являются независимость и неприкосновенность частной жизни.
In teamwork I show just objective opinions. — В совместной работе я просто показываю объективное мнение.
In my studies I am knowledgeable about the latest technology. — В моих исследованиях я хорошо осведомлен о новейших технологиях.
I deal with change by taking time to think. — Я имею дело с изменениям, взяв время, чтобы подумать.
My stress factor is coping with incompetency. — Мой стрессовый фактор справиться с некомпетентностью.

D) My ORANGE BRAIN strengths and perspectives — Мои сильные стороны и перспективы оранжевого мозга
I see myself as dynamic, generous & spontaneous. — Я вижу себя динамичным, щедрым и спонтанным.
I am naturally a negotiator & problem solver. — Я естественный переговорщик и решаю проблемы.
I value adventure & finding new things. — Я ценю приключения и находить новые вещи.
My priorities are freedom & fun. — Мои приоритеты являются свобода и веселье.
In teamwork I show enthusiasm & courage. — В совместной работе я показываю энтузиазм и смелость.
In my studies I am serious & competitive. — В моих исследованиях я серьезный и конкурентоспособный.
I deal with change by meeting & enjoying new opportunities. — Я имею дело с изменениями, встречаясь и наслаждаться новыми возможностями.
My stress factor is someone else’s rules or directions. — Мой стрессовый фактор является правила или направления кого-то другого.

VOCABULARY AND GRAMMAR – лексика и грамматика

Ex. 1 Match adjectives A-F with definitions 1-6. – Сопоставьте прилагательные A-F с определениями 1-6.

D independent — 1. unwilling to be under someone’s influence or control, preferring to do things by himself — независимый — не желающий быть под чьим-то влиянием или контролем, предпочитает делать вещи самостоятельно
С resourceful — 2. good at finding effective ways with dealing with problems — находчивый — хорош в поиске эффективных путей решения проблем
A committed — 3. willing to work hard for a group or organization — убежденный — готов упорно работать для группы или организации
E generous — 4. giving people more of your time than is usual or expected — щедрый — дает людям больше времени, чем обычно, или ожидается
В reliable — 5. someone you can trust to behave well, work hard, or do what you expect them to do — надежный — кому вы можете доверять, и он будет вести себя хорошо, работать, или делать то, что вы ожидаете, чтобы они сделали
F courageous — 6. very brave and determined — мужественный — очень храбрый и решительный

Ex. 2 See if you can form adjectives from the given nouns to describe professional qualities of a scientist or researcher. — Посмотрите, можете ли вы образовать прилагательные от существительных данных для описания профессиональных качеств ученого или исследователя.

knowledge – knowledgeable — знание — знающий
logic – logical — логика — логический
creativity – creative — творчество — творческий
attention – attentive — внимание — внимательный
respect – respectful — уважение — уважительный
thought – thoughtful — думать — вдумчивый

Ex. 3 Use the sentences below as clues to complete the adjectives (for each of the spaces, add a letter). — Используйте предложения ниже как подсказки для завершения прилагательных (для каждого из пространств, добавьте букву).

1. imaginative: My aunt can see beauty in a pile of rubbish. – одаренный богатым воображением: Моя тетя может видеть красоту в куче мусора.
2. creative: She then can turn a pile of rubbish into a work of art. — творческий: Затем она может превратить кучу мусора в произведение искусства.
3. changeable : He behaves like the weather in April. — изменчивый: Он ведет себя так, как погода в апреле.
4. decisive: My friend always knows what he is going to do. – решительный: Мой друг всегда знает, что он собирается делать.
5. sensible: Our boss never relies upon intuition, he uses common sense. — разумный: Наш босс никогда не полагается на интуицию, он использует здравый смысл.
6. rational: When making decisions, I trust facts and figures. — рациональный: При принятии решений, я доверяю фактам и цифрам.
7. critical: His partner seems to enjoy finding fault with others. — критический: Его партнер, кажется, любит придираться к другим.
8. energetic: Our new colleague works 16 hours a day, jogs and plays squash. — энергичный: Наш новый коллега работает по 16 часов в день, бегает трусцой и играет в сквош.

Ex. 4 Find the words with similar meanings, match them up in pairs of synonyms. Which of the characteristics describe a true leader least? Why? — Найдите слова с аналогичными значениями, организуйте их в пары синонимов. Какие из характеристик описывают истинного лидера? Почему?

attentive — внимательный — polite — вежливый
creative — творческий — inspirational — вдохновляющий
egocentric — эгоцентричный — selfish — эгоистичный
inventive – изобретательный — motivating — мотивирующий
patient — терпеливый — tolerant — терпимый
reliable – надежный — responsible — ответственный

Ex. 5 Discuss and write down the personal characteristics (good or bad) that you would expect to find in these people — Обсудите и запишите личные характеристики (хорошие или плохие), которые вы ожидаете найти в этих людях

1. a sportsman — спортсмен
2. a politician — политик
3. an actor — актер
4. a chairperson of a multinational company — Председатель многонациональной компании
5. a designer — дизайнер

TRAIN YOUR BRAIN | Using two verbs together — Тренируйте мозг | Использование двух глаголов вместе

When we use two verbs together, the second verb can be the -ing form (gerund) or the infinitive. — Когда мы используем два глагола вместе, второй глагол может иметь -ing форму (герундий) или инфинитив.
We use only the -ing form after some verbs. — Мы используем только -ing форму после некоторых глаголов.
avoid, enjoy, give up, keep, mind, practise, imagine, finish, suggest, can’t help — избегать, наслаждаться, сдаваться, держать, возражать, практиковать, представить себе, заканчивать, предложить, не могу удержаться
Mary avoids going out alone after dark. — Мэри избегает выходить в одиночку после наступления темноты.
Young children enjoy helping around the house. — Маленькие дети любят помогать по дому.
I couldn’t help laughing when I saw it. — Я не мог удержаться от смеха, когда я увидел это.

We can use both the -ing form or the infinitive with little or no change in meaning. — Мы можем использовать как форму –ing, так и инфинитив с небольшим или без изменения смысла.
begin, continue, dislike, hate, like, love, prefer, start — начать, продолжить, не любить, ненавидеть, нравится, любить, предпочитать, начать
Jane began reading this book last week. / Jane began to read this book last week. — Джейн начала читать эту книгу на прошлой неделе. / Джейн начал читать эту книгу на прошлой неделе.
I like / love / hate / dislike talking in public. — Мне нравится / люблю / ненавижу / не люблю говорить публично.

We use the -ing form or the infinitive with a change in meaning. — Мы используем форму -ing или инфинитив с изменением смысла.
Forget: I forgot meeting him. (I forgot that we had met.) — Забывать: Я забыл, что я встретился с ним. (Я забыл, что мы встретились.)
I forgot to meet him. (I forgot that I had to meet him.) — Я забыл встретиться с ним. (Я забыл, что я должен был встретиться с ним.)

Go on: After discussing politics, we went on to discuss finance, (did sth different) — Продолжать: После обсуждения политики, мы пошли дальше, чтобы обсудить финансирование, (делать что-то другое)
We went on discussing finance till midnight (continued without interruption). — Мы продолжили обсуждение финансов до полуночи (продолжение без перерыва).

Remember: I remember locking the door. (I did it, and I remember the action.) — Помнить: Я помню, запереть дверь. (Я сделал это, и я помню действие.)
Remember to lock the door (don’t forget to do it). — Не забудьте запереть дверь (не забудьте сделать это).

Stop: These students never stopped talking. (They kept talking without interruption.) — Прекратить: Эти студенты никогда не прекращают говорить. (Они продолжали говорить без перерыва.)
On the way to the campus they stopped to talk. (They stopped so as to talk.) — На пути к кампусу они остановились поговорить. (Они остановились, чтобы говорить.)

Try: He tried to unlock the door but failed (made an effort). — Пробовать: Он попытался открыть дверь, но не смог (сделал усилие).
He tried putting in more salt, but it did not make the taste better (made an experiment). — Он попытался положить в больше соли, но это не делало вкус лучше (сделал эксперимент).

Mind the trap! – Избегайте ловушки

We use the verb like in two different ways. — Мы используем глагол like двумя различными способами.
We use like + -ing form for habitual personal preference. — Мы используем like + -ing форму для обычного личного предпочтения.
I like reading. I like having a cup of coffee in the morning. — Я люблю читать. Мне нравится выпить чашку кофе по утрам.
We use would like/’d like + infinitive for specific offers and requests. — Мы используем would like/’d like + инфинитив для конкретных запросов и предложений.
Would you like to read this book? I’d like to have a cup of coffee. — Вы хотите прочитать эту книгу? Я хотел бы выпить чашечку кофе.
We also use used to in two different ways. We use used to do sth to talk about habitual actions in the past, about how things were different in the past. — Мы также используем used to в двух разных направлениях. Мы используем имел обыкновение делать, чтобы говорить что-нибудь о привычных действий в прошлом, о том, как все изменилось в прошлом.
My dad used to get up early to get to school at 8 o’clock. (This was in the past, now he doesn’t have to do it.) — Мой отец рано вставал, чтобы попасть в школу в 8 часов. (Это было в прошлом, теперь он не должен делать это.)
We use to be used to doing sth in a different meaning — ‘to be accustomed to doing sth’. — Мы используем used to doing sth в другом значении – «привыкли делать что-то»
He’s used to getting up early. (He is accustomed to doing it.) — Он привык рано вставать. (Он привык это делать.)

Ex. 6 Complete the conversation using the -ing form of the verbs in the box. — Завершите разговор с помощью -ing формы глаголов в рамке.

Doug: Hey, look! There’s some information about that new club in our area. — Эй, смотри! Там какая-то информация о том новом клубе в нашем районе.
Judy: What does it say? I don’t mind trying something interesting as long as it’s not sitting in front of the computer. — Что там говорится? Я не против попробовать что-то интересное, если это не сидеть перед компьютером.
Doug: Listen, it says, ‘For young people who love starting new things, and who enjoy practicing and doing all kind of sports! We offer lots of activities, so if you like playing team games or doing martial arts, this is a club for you. We also invite enthusiasts who love spending time outdoors. For those who can’t imagine summer without camping or canoeing, we consider organizing special interest trips.’ — Послушай, там говорится: «Для молодых людей, которые любят начинать новые вещи, и кто любит тренироваться и заниматься новыми видами спорта! Мы предлагаем множество мероприятий, так что если вы любите играть в командные игры или заниматься боевыми искусствами, этот клуб для вас. Мы также приглашаем энтузиастов, которые любят проводить время на открытом воздухе. Для тех, кто не может представить себе лето без кемпинга или каноэ, мы рассматриваем организацию специальных поездок по интересам».
Judy: Oh, sounds cool! I would like to join in as soon as possible. And you? — О, звучит круто! Я хотела бы вступить как можно скорее. А ты?
Doug: Me, too. I enjoy socializing new friends, you know. — Я тоже. Мне очень нравится общаться с новыми друзьями, ты знаешь.
Judy: How about this meeting weekend? — Как насчет встретиться на выходных?

Ex. 7 Read the sentences given below and work out the difference in the use of verb patterns with -ing form or infinitive in each of them. Check your ideas with the teacher. — Прочитайте предложения, приведенные ниже, и выберите различия в использовании шаблонов глаголов с -ing формой или инфинитива в каждом из них. Проверьте свои идеи с учителем.

“To be or not to be”: gerund or infinitive? — «Быть или не быть»: герундий или инфинитив?

Verbs of liking: like, love, prefer, enjoy, hate. — Глаголы вкуса: нравится, любить, предпочитать, наслаждаться, ненавидеть.

1. I like being a teenager. I can enjoy doing active sports. I’d like to practice bungee jumping this summer. I love living in a big city, but I’d like to spend next weekend in the country. — Мне нравится быть подростком. Я могу наслаждаться занятиями активными видами спорта. Я хотел бы практиковать затяжные прыжки с парашютом этим летом. Я люблю жить в большом городе, но я хотел бы провести следующие выходные в деревне.
2. I hate being late for school. It’s nearly 8.30. – Я ненавижу опаздывать в школу. Сейчас почти 8.30.
I hate to be late for my first class today. — Я не хочу опоздать в школу сегодня. Сейчас почти 8.30.
3. I prefer texting messages than sending e-mails. — Я предпочитаю текстовые сообщения электронным сообщениям.

Verbs of action: start, finish, begin, try, continue, stop. — Глаголы действия: начинать, заканчивать, начать, попробовать, продолжать, остановиться.

1. The truck started making some awful noise and came to a standstill. The driver tried to turn the engine on again but had no luck. — Грузовик начал издавать ужасный шум и заглох. Водитель попытался завести двигатель снова, но безрезультатно.
2. As my uncle stopped smoking, he began to follow a special diet and spend more time walking in the fresh air. We thought he would never give up as he used to be a chain smoker and would stop to smoke every 15 minutes. — Как мой дядя бросил курить, он начал придерживаться специальной диеты и тратить больше времени на прогулки на свежем воздухе. Мы думали, что он никогда не сдастся, так как он имел обыкновение быть заядлым курильщиком и хотел бросить курить каждые 15 минут.
3. Stop asking so many questions at once, please! Try to be polite and considerate. — Хватит задавать так много вопросов сразу, пожалуйста! Постарайтесь быть вежливым и внимательным.

Verbs of memory: remember, forget. — Глаголы памяти: запомнить, забыть.

1. I forget turning at this roundabout every time I drive in this area. I’ll try not to forget to do it this time. — Я забываю повернуть на этой кольцевой каждый раз, когда я еду в этой области. Я постараюсь не забыть сделать это на этот раз.
2. I tried to follow your instructions, but I forgot to turn left and missed the bookstore. By the time I came there it was closed! — Я пытался следовать вашим указаниям, но я забыл повернуть налево и пропустил книжный магазин. К тому времени, когда я приехал туда, он был закрыт!
3. I remember calling him at Christmas. It was a pity he was away. Luckily, I remembered to call him on his birthday and we had a pleasant chat. — Я помню позвонить ему на Рождество. Жаль, что он был в отъезде. К счастью, я вспомнил позвонить ему в день рождения, и мы имели приятный разговор.

SPEAKING AND WRITING – говорение и письмо

Ex. 1 Photo File. Work with a partner. And ask each other questions about the people in the photos. — Фото файлы. Работа с партнером. И задавайте друг другу вопросы о людях на фотографиях.

Find out — Узнайте
• whether all the people in the photos are known to you; — все ли люди на фотографиях вам известны;
• how you came to know about these people first; — как вы узнали об этих людях в первый раз;
• in what way these people proved themselves as leaders; — каким образом эти люди проявили себя как лидеры;
• if these people have any followers; — у этих людей есть какие-либо последователи;
• what facts from their biographies or which of their personal qualities produced an impression on you; — какие факты из их биографии или какие из их личных качеств произвели впечатление на вас;
• if any of them have influenced your character in some way. — любое из них повлияло на ваш характер в некотором роде.

Ex. 2 Find some additional information about the people in the Photo File and write a brief biography of one of them for the ‘Photoencyclopedia of Famous People in Russia’. Use the description given in Fact File in Exercise 7 on page 87 as a model. — Найдите дополнительную информацию о людях в Фотофайле и напишите краткую биографию одного из них для «Фотопедия известных людей в России ». Используйте данное описание в подборке фактов в упражнении 7 на странице 87 в качестве модели.

LISTENING AND SPEAKING – аудирование и говорение

Ex. 1 Work in pairs. Do you know any of the people in the photos? Say what you know about them. — Работа в парах. Вы знаете любого из людей на фотографиях? Скажите, что вы знаете о них.

Ex. 2 Listen and find out who the speakers admire as their heroes and why. — Послушайте и узнайте кем говорящие восхищаются в качестве их героев и почему.

Speaker 1 — Chulpan Khamatova – founded charity organization, charismatic leader — Чулпан Хаматова — основала благотворительную организацию, харизматический лидер
Speaker 2 – Derrick Tabb – he transformed pupils from troublemakers to tube players, he’s ready to help and generous — Деррик Тэбб — он преобразовал учеников из смутьянов с игроков на трубе, он готов помочь и щедр
Speaker 3 — Jamie Oliver – leader of the food revolution, inspired the speaker — Джейми Оливер — лидер пищевой революции, вдохновил говорящего
Speaker 4 — Michael Phelps – world’s most successful swimmer, his achievements in sport are amazing — Майкл Фелпс — самый успешный пловец в мире, его достижения в спорте удивительны

Ex. 3 Listen again and answer the following questions. Make notes in your Workbook while listening. — Послушайте снова и ответьте на следующие вопросы. Делайте записи в вашей тетради во время прослушивания.

1. What walks of life do these heroes come from? – Из каких сфер жизни эти герои?
2. Do they have any features in common? — Есть ли у них какие-то общие черты?
3. What shapes the character of youth leaders in the 21st century? — Что формирует характер молодежных лидеров в 21-м веке?
4. What makes young people become their followers? — Что заставляет молодых людей становится их последователями?

Ex. 4 Talk to your partner to exchange opinions about some contemporary leader/leaders who set an example to you. Discuss what traits of character and personal qualities you find and admire in them. Would you like to develop any of these features in yourselves? — Поговорите с вашим партнером, чтобы обменяться мнениями по поводу некоторых современных лидера / лидеров, которые служат примером для вас. Обсудите, какие черты характера и личные качества вы находите и восхищаетесь в них. Вы хотели бы развивать какие-либо из этих признаков в себе?

READING AND SPEAKING – чтение и говорение

Ex. 1 Look at the picture on page 95 and say: — Посмотрите на фотографию на странице 95 и скажите:

• what kind of activity the young people are involved in; — в каком виде деятельности участвуют молодые люди;
• what the purpose of their public action may be; — что может быть целью их общественной деятельности;
• what kind of people may organise such an action successfully (their personal qualities), — какие люди могут организовать такое действие успешно (их личные качества),
• if the event is organised by a team of enthusiasts, what role does each of them play? — если событие организовано группой энтузиастов, какую роль играет каждый из них?

Ex. 2 Read the text. Work in groups and answer the questions: — Прочитайте текст. Работайте в группах и ответьте на вопросы:

1. What is the origin of the word charity? — Каково происхождение слова благотворительность?
2. How important is charity for the life of modem society? — Насколько важна благотворительность для жизни современного общества?
3. Why are volunteers important? — Почему волонтеры важны?
4. Do you agree that charity begins at home? — Согласны ли вы, что благотворительность начинается дома?
5. How can you explain the author’s choice of the title? Do you agree with it? — Как вы можете объяснить выбор названия автором? Согласны ли вы с этим?

Charity begins at home

Charity begins at home. It sounds as a paradox, doesn’t it? I mean the very word charity is most often associated with giving money to someone in need. Historically, however, the phrase is not linked to giving money at all. The word charity is of Latin origin. Caritas means giving love. Thus, in the past charity was the word to mean the giving of love, which of course, should really begin at home!
Today, the word charity is mostly associated with giving money, goods or help to less fortunate members of society, which can only be done with love and kindness. So the word charity remains true to its original Latin meaning!
(отрывок из текста)

Благотворительность начинается дома

Благотворительность начинается дома. Это звучит как парадокс, не правда ли? Я имею в виду само слово благотворительность чаще всего ассоциируется с предоставлением денег тому, кто в них нуждается. Исторически, однако, эта фраза не связана с передачей денег вообще. Слово благотворительность имеет латинское происхождение. Каритас означает дарить любовь. Таким образом, в прошлом благотворительность было слово, означающее дарение любви, которая, конечно, должна действительно начаться у вас дома!
Сегодня слово благотворительность чаще всего ассоциируется с предоставлением денежных средств, товаров или помощи менее удачливым членам общества, которые могут быть сделаны только с любовью и добротой. Таким образом, слово благотворительность остается верным своему первоначальному латинскому значению!
Кроме того, в настоящее время благотворительность очень важна.
Хотя правительства играют определенную роль в обеспечении поддержки людям, которые нуждаются в этом, государственного финансирования недостаточно. Местные благотворительные учреждения и крупные благотворительные организации и фонды часто могут вмешаться и помочь. Красный Крест является хорошо известной международной благотворительной организацией, Убежище является британской благотворительной организацией для бездомных, Дарите Жизнь специальный фонд, чтобы помочь детям с онкологическими заболеваниями в России, Корни музыки является образовательным фондом, который помогает детям в Новом Орлеане, чтобы остаться подальше от грубых улиц и наркотиков, Фонд Майкла Фелпса помогает молодым американцам с ограниченными возможностями с помощью специальных программ плавания, и есть еще много.
Благотворительные учреждения нуждаются в поддержке от нас? Для многих благотворительных организаций это не деньги, а добровольцы, которые помогают организации работать. Без неоплачиваемых добровольцев они не смогут функционировать, потому что затраты, связанные с наймом наемных работников, вероятно, сделало бы это невозможным. Так что, если у вас есть время и желание помочь, просто посмотрите вокруг.

Ex. 3 Read the article about American youth activists and give a title to each of its parts from the list below. One title is extra. — Прочитайте статью об американских молодежных активистах и дайте название для каждой из его частей из приведенного ниже списка. Одно название лишнее.

2-a Changing education — меняющееся образование
4-b Convincing arguments — убедительные аргументы
с Human rights abuses — нарушения прав человека
3-d Harmful advertising — вредная реклама
1-e Fighting exhaust fumes – борьба с выхлопными газами

Youth Activists — Активисты молодежных движений

Nearly half the entire world population is under the age of 18. Young people can be very influential and bring changes for the good. You are going to read about four youth-led initiatives. Some of these examples are ongoing campaigns, others occurred in the past. — Почти половина всего населения мира находится в возрасте до 18. Молодые люди могут быть очень влиятельными и принести изменения на благо. Вы собираетесь читать о четырех молодежных инициативах. Некоторые из этих примеров являются продолжающимися кампаниями, другие имели место в прошлом.

1) Because of bad air quality, kids were not allowed to go out into the schoolyard during the break in Salt Lake City. A group of fourteen-year old students from the local college, led by their leader Darcy Bright, decided to investigate the cause of the smog and found out that it was car emissions. These young activists drafted a petition and sent it to the state Senate. As a result, the law was passed that required signs at schools, airports and other hot spots telling drivers to turn off their engines after 15 seconds if they are not moving.

Из-за плохого качества воздуха, детям не разрешали выходить на школьный двор во время перемены в Солт-Лейк-Сити. Группа из четырнадцати летних студентов из местного колледжа, во главе с их лидером Дарси Брайт, решили исследовать причину смога и выяснили, что это были выбросы автомобильного транспорта. Эти молодые активисты разработали проект петицию и направили ее в сенат штата. В результате был принят закон, который требует знаки на школах, аэропортах и других горячих точках, рассказывающих водителям выключить двигатели через 15 секунд, если они не двигаются.

2) The new ‘Pay it Forward, Pay it Back’ law allows students to attend any Oregon university without paying a dime while attending school. Students will pay after they graduate by taking a percentage of their monthly paycheck. Tracy Gibbs, who was one of the initiators of this project, says, ‘It was really surprising as a student to see how responsive the legislators are to hearing student voices. If more students voiced their concerns about student debt, I think we could get the result much sooner.’

Новый закон «Плати вперед, Выплати» позволяет студентам посещать любой университет штата Орегон, не заплатив ни копейки, посещая школу. Студенты будут платить после того, как они закончат, отдавая процент от их ежемесячной зарплаты. Трейси Гиббс, которая была одним из инициаторов этого проекта, говорит: «Это было действительно удивительно, как студент видит, как реагируют законодатели, чтобы услышать голоса студентов. Если больше студентов высказали свои опасения по поводу студенческого долга, я думаю, что мы могли бы получить результат гораздо раньше».

3) Chloe Bates, a student in Pojoaque, New Mexico, didn’t like beer billboards near her school. She contacted the state Office of Vital Statistics and other agencies to find out how many deaths in her county were alcohol- related, what percentage of those deaths involved underage drivers. Then she convinced the town to ban unsuitable alcohol billboards from areas near schools.

Хлоя Бейтс, студентка в Поджоак, Нью-Мексико, не любила рекламные щиты пива возле своей школы. Она обратилась Государственное ведомство статистики естественного движения населения и другие учреждения, чтобы выяснить, сколько смертей в ее округе были связаны с употреблением алкоголя, какой процент этих смертей с участием несовершеннолетних водителей. Затем она убедила город запретить неподходящие рекламные щиты алкоголя из районов вблизи школ.

4) Another example of a young activist is Ron Nicholls. The 14-year-old boy single-handedly convinced the City Hall to stop a real estate developer from destroying a wildlife habitat. Now an $11 million condominium complex stands on an abandoned drive-in theater lot and not in a wildlife forest area in Chelmsford, Massachusetts.

Еще одним примером молодого активиста является Рон Николс. 14-летний мальчик в одиночку убедил мэрию остановить застройщика недвижимости от разрушения среды обитания диких животных. Теперь 11 миллион долларовый комплекс кондоминиумов стоит на заброшенном автокинотеатре, а не в лесу диких животных в Челмсфорд, штат Массачусетс.

Ex. 4 Read the stories about each of the young campaigners again and sum up the information in the table in your Workbook. — Прочитайте истории о каждом из молодых участников кампании снова, и подведите итоги информации в таблице, приведенной в рабочей тетради.

Ex. 5 Working in pairs, discuss the details of each campaign with your classmate. Find out his/her: — Работая в парах обсудите детали каждой кампании с одноклассником. Узнайте его / ее:

a attitude to each of the activists; — отношение к каждому из активистов;
b opinion about their cause for campaigning; — мнение по поводу их причины для избирательной кампании;
с social significance of each campaign. — социальную значимость каждой кампании.

Ex. 6 Organise a round-table talk ‘Can you change the world?’ — Организуйте Круглый стол «Можете ли вы изменить мир?»

• Discuss what problems need an urgent solution in your area. — Обсудите, какие проблемы требуют срочного решения в вашем регионе.
• Which of the problems, in your opinion, are of a wider character, beyond the local level? — Какие из проблем, по вашему мнению, имеют более широкий характер, за пределами местного уровня?
• How can young people contribute to the solution of these problems? — Как молодые люди могут внести свой вклад в решение этих проблем?

Project idea — Идея проекта

‘Teens should be seen and heard.’ — Подростки должны быть видны и слышны

Search the Internet for sites that may help you to learn more about youth activist groups around the world and the variety of activities that young people from different regions of the globe are a part of. Compare them with the issues that are of primary importance for youth participation in social change in your area. In what way technology and digital media has changed the way young people participate in activism globally? — Поищите в Интернете сайты, которые могут помочь вам узнать больше о молодежных активистских группах по всему миру, а также различные виды деятельности, частью которых являются молодые люди из разных регионов земного шара. Сравните их с вопросами, которые имеют первостепенное значение для участия молодежи в процессе социальных изменений в вашем районе. Каким образом технологии и цифровые медиа изменили способ участия молодых людей в активности во всем мире?

TEENS SHOULD BE SEEN AND NOT HEARD! — Подростков следует видеть и не слышать!

VOCABULARY AND GRAMMAR – лексика и грамматика

Ex. 1 Complete the sentences. Form new words from the words in capital letters. — Дополните предложения. Образуйте новые слова из слов заглавными буквами.

1. I prefer cats to dogs because they are very independent. — Я предпочитаю кошек собакам, потому что они очень независимые.
2. I would like to become a scientific researcher and study the causes of floods. — Я хотел бы стать научным сотрудником и изучать причины наводнений.
3. Tom’s dog isn’t very obedient — it never listens to him. — Собака Тома не очень послушная — она никогда не слушает его.
4. Some people keep rather unusual pets, like spiders or lizards. — Некоторые люди держат довольно необычных домашних животных, таких как пауки или ящерицы.
5. Some endangered species are still hunted although it’s illegal. — На некоторые исчезающие виды все еще охотятся, хотя это незаконно.
6. Kittens are lovely and playful — I can watch them for hours. — Котята милые и игривые — я могу наблюдать за ними часами.
7. Do you know which animals in your country are in danger of extinction? — Вы знаете, какие животные в вашей стране находятся под угрозой исчезновения?
8. Keeping pets is likely to help ill or depressed people get better. — Содержание домашних животных, скорее всего, помогает больным или людям, страдающим депрессией поправиться.

Ex. 2 Find the ‘odd one out’ in each group and explain why it doesn’t fit. — Найдите лишнее слово в каждой группе и объясните, почему оно не подходит.

1. zoology — зоология / psychology — психология / biology – биология / Science- fiction – научная фантастика
2. Survive — выжить / kill off — убить / become extinct — исчезнуть / wipe out — уничтожить
3. scientist – ученый / Optimist – оптимист / zoologist – зоолог / biologist — биолог
4. massive – массивный / epidemic – эпидемия / vast – огромный / Limited — ограниченный
5. Eel – угорь / bat – летучая мышь / fly – муха / owl — сова
6. penguin – пингвин / ostrich – страус / skylark – жаворонок / Bee — пчела
7. mosquito – комар / cockroach – таракан / beetle – жук / Ape — обезьяна

Ex. 3 Use the words in brackets and rewrite the sentences so that they mean the same as the original sentences. — Используйте слова в скобках и перепишите предложения так, чтобы они значили же самое, как и оригинальные предложения.

1. It is likely that we’ll have the medicine to fight cancer one day. — Вполне вероятно, что у нас будет лекарство для борьбы с раком в один прекрасный день.
The chances are that we’ll have the medicine to fight cancer one day. — Скорее всего, у нас будет лекарство для борьбы с раком в один прекрасный день.
2. We’ll have a class test today if my History teacher doesn’t forget. — У нас сегодня будет тест, если мой учитель истории не забудет.
We’ll have a class test today unless my History teacher doesn’t forget. — У нас сегодня будет тест, если мой учитель истории не забудет.
3. I can only talk on the phone after I finish doing my homework. — Я могу говорить по телефону только после того, как я закончу делать свою домашнюю работу.
I can only talk on the phone as long as I finish doing my homework. — Я могу говорить только по телефону, как только я закончу делать свою домашнюю работу.
4. It is certain that Messi will be as famous as Pele one day. — Он уверен, что Месси будет столь же известен как Пеле однажды.
Messi will certainly be as famous as Pele one day. — Месси, безусловно, будет, также известен как Пеле однажды.
5. Letter writing might disappear because more and more people use email. — Написание писем может исчезнуть, потому что все больше и больше людей используют электронную почту.
It is likely that letter writing will disappear because more and more people use email. — Вполне вероятно, что написание писем исчезнет, потому что все больше и больше людей используют электронную почту.
6. It is unlikely that hip hop will be more popular than rock music one day. — Маловероятно, что хип-хоп будет более популярнее, чем рок-музыка в один прекрасный день.
Hip hop probably won’t be more popular than rock music one day. — Хип-хоп, вероятно, не будет более популярным, чем рок-музыка в один прекрасный день.
7. My mum won’t let me go to the summer camp because my grades aren’t good. — Моя мама не отпустит меня в летний лагерь, потому что мои оценки не хорошие.
My mum won’t let me go to the summer camp if my grades aren’t good. — Моя мама не отпустит меня в летний лагерь, если мои оценки не будут хорошими.

Ex. 4 Put each of the verbs below into one of the following categories — Поместите каждый из глаголов ниже в одну из следующих категорий

a verbs always followed by the -ing form (gerund): avoid, can’t help, enjoy, finish, give up, imagine, keep, mind, practice, suggest — глаголы всегда сопровождается -ing формой (герундий): избегать, не может удержаться, наслаждаться, заканчивать, отказаться, представьте себе, держать, возражать, практиковать, предложить

b verbs followed either by the -ing form (gerund) or by the infinitive with little or no change in their meaning: begin, continue, dislike, hate, like, love, prefer, start — глаголы сопровождаются либо -ing формой (герундий) или инфинитивом с небольшим или без изменения их смысла: начать, продолжить, не нравится, ненавидеть, нравится, любить, предпочитать, начать

с verbs followed either by the -ing form (gerund) or by the infinitive with a change in their meaning: forget, go on, remember, stop, try — глаголы сопровождаются либо -ing формой (герундий) или инфинитивом с изменением их значения: забыть, идти дальше, помнить, остановить, пробовать

Ex. 5 Choose the correct form. — Выберите правильную форму.

1. Kate enjoys travelling. — Кейт любит путешествовать.
2. Try to avoid making too many mistakes, please. — Старайтесь избегать слишком много ошибок, пожалуйста.
3. Would you mind closing the window? — Не могли бы вы закрыть окно?
4. My friend suggested going to the cinema. — Мой друг предложил пойти в кино.
5. My dad has to give up playing football. He’s not quite well. — Мой папа должен отказаться от игры в футбол. Он не совсем здоров.

Ex. 6 Put the verbs in the right form to complete the sentences. — Поставьте глаголы в правильную форму, чтобы завершить предложения.

1. I like being a teenager. I enjoy spending time with friends. — Мне нравится быть подростком. Мне очень нравится проводить время с друзьями.
2. I enjoy doing active sports. I’d like to practise bungee jumping this summer. — Я люблю заниматься активными видами спорта. Я хотел бы практиковать затяжные прыжки с парашютом этим летом.
3. I love living in a big city, but I’d like to spend next weekend in the country. — Я люблю жить в большом городе, но я хотел бы провести следующие выходные в деревне.
4. I love using modern gadgets. I prefer texting messages, not sending e-mails. — Я люблю использовать современные гаджеты. Я предпочитаю писать сообщения, а не отправлять электронные письма.
5. My friend suggested doing the project together. — Мой друг предложил делать проект вместе.

Ex. 7 Use the verbs below to complete the sentences. Some of the verbs should be used two or three times. — Используйте глаголы ниже, чтобы завершить предложения. Некоторые из глаголов следует использовать два или три раза.

1. The truck started making some awful noise and came to a standstill. — Грузовик начал издавать ужасный шум и заглох.
2. The driver tried to turn the engine on again but had no luck. — Водитель попытался завести двигатель снова, но безрезультатно.
3. As my uncle stopped smoking, he began to follow a special diet. The doctor recommended him to spend more time walking in the fresh air. — Как мой дядя бросил курить, он начал придерживаться специальной диеты. Врач рекомендовал ему проводить больше времени, гуляя на свежем воздухе.
4. We thought he would never give up smoking as he used to be a chain smoker and would stop to smoke every 15 minutes. — Мы думали, что он никогда бы не бросит курить, так как он имел обыкновение быть заядлым курильщиком и хотел бросить курить каждые 15 минут.
5. Stop asking so many questions at once, please! Try to be polite and thoughtful. — Прекратите задавать так много вопросов сразу, пожалуйста! Постарайтесь быть вежливым и вдумчивым.
6. I forget turning at this round about every time I drive in this area. — Я забываю повернуть на этом кольце каждый раз, когда я езжу в этой области.
7. I’ll try not to forget to do it this time. — Я постараюсь не забыть сделать это на этот раз.
8. I tried to follow your instructions, but I forgot to turn left and missed the bookstore. By the time I came there it was closed! — Я пытался следовать вашим указаниям, но я забыл повернуть налево и пропустил книжный магазин. К тому времени, когда я приехал туда он был закрыт!
9. I remembered calling him at Christmas. It was a pity he was away. — Я вспомнил позвонить ему на Рождество. Жаль, что он был в отъезде.
10. Luckily, I remembered to call him on his birthday and we had a pleasant chat. — К счастью, я вспомнил позвонить ему в день рождения, и мы имели приятный разговор.

Ex. 8 Put the verb in the right form to complete the sentences. — Вставьте глагол в нужной форме, чтобы завершить предложения.

1. Stop making noise, please. I am trying to work. — Прекратите шуметь, пожалуйста. Я пытаюсь работать.
2. They stopped consulting a map. — Они прекратили изучать карту.
3. I remember writing to her at Christmas. — Я помню написать ей на Рождество.
4. Has she taken up swimming? She looks fit. — Она что занимается плаванием? Она выглядит в хорошей физической форме.
5. Joe practises singing every day. — Джо практикует пение каждый день.
6. Remember to call me when you get there. — Не забудьте позвонить мне, когда вы туда доберетесь.
7. We kept on talking till late at night. — Мы продолжали говорить до поздней ночи.
8. Please, always remember to look right first, when crossing roads in Britain. — Пожалуйста, всегда помните сначала посмотреть направо, при пересечении дорог в Великобритании.
9. I can’t use the Internet, I forgot to pay for it. — Я не могу пользоваться Интернетом, я забыл заплатить за него.
10. I tried to call you yesterday, but your phone was switched off. — Я пытался позвонить вам вчера, но ваш телефон был выключен.
11. I’ll never forget visiting London for the first time. — Я никогда не забуду посещение Лондона в первый раз.
12. Just follow the instructions and continue doing the test. — Просто следуйте инструкциям и продолжайте делать тест.
13. I enjoy travelling. I’d like to visit Australia some day. — Я люблю путешествовать. Я хотел бы посетить Австралию в один прекрасный день.
14. Only talented people succeed in achieving such results! — Только талантливые люди добиваются успеха в достижении таких результатов!

PRONUNCIATION — произношение

Ex. 1 Read the words in the table. Then listen to the words below and put them in the correct columns. Then listen and check. — Прочитайте слова в таблице. Затем послушайте слова ниже и поместите их в правильные столбцы. Затем послушайте и проверьте.

e — pet — домашнее животное, engine – двигатель, leisure – отдых, petrol – бензин, pest – вредитель, penguin – пингвин, essential — важно

з: — work – работа, circle – круг, servant – слуга, worm – червяк, urban – городской, observe – соблюдать, fur — мех

Ex. 2 Read the words. In each group choose the word that has a different vowel sound. Then listen and check. — Прочитайте слова. В каждой группе выберите слово, которое имеет другой гласный звук. Затем послушайте и проверьте.

1. law – закон / low – низкий / court – суд / report — отчет
2. lot – много / cope — совладать / tolerant — терпимый / from — из
3. blow – дуть / knock — стук / know – знать / host – хозяин, ведущий
4. order — заказ / property — недвижимость / soft – мягкий / gossip — сплетня
5. opponent — противник / phone — телефон / storm — гроза / open — открывать
6. got — получил / floor — пол / rob – грабить / hot — горячий

LISTENING SKILLS – навыки аудирования

Ex. 1 Listen to a radio programme about exotic pets. Then choose the correct answer. — Послушайте радио программу об экзотических животных. Затем выберите правильный ответ.

1. More and more people want to keep exotic pets because — Все больше и больше людей хотят держать экзотических домашних животных, потому что
С it’s getting easier to buy them. — становится проще купить их.
2. The British law is mentioned in the talk because — Британский закон упоминается в разговоре, потому что
С you are not allowed to keep any dangerous pets in Britain. — вам не разрешается держать опасных домашних животных в Великобритании.
3. The best way to get the necessary information about the pet you want to keep, is to — Лучший способ получить необходимую информацию о домашних животных, которых вы хотите держать, это
С use as many different sources of information as you can find. — использовать как можно больше различных источников информации, как вы можете найти.
4. The advice concerning children and exotic pets is — Рекомендации в отношении детей и экзотических домашних животных
С instead of buying an exotic pet, buy a less unusual pet, like a guinea pig — вместо того, чтобы покупать экзотическое домашнее животное, купите менее необычное домашнее животное, такое как морская свинка
5. It is important to remember that — Важно помнить, что
В the cost of keeping the pet may be higher than the cost of the animal. — стоимость содержания домашнего животного может быть выше, чем стоимость самого животного.
6. In general, the speaker’s attitude towards keeping exotic pets is — В целом, отношение говорящего к содержанию экзотических домашних животных
D reasonable and balanced. — разумное и сбалансированное.

SPEAKING SKILLS – навыки говорения

Ex. 1 Describe the photo and answer the questions below. — Опишите фотографию и ответьте на вопросы, приведенные ниже.

1. Why do you think the people in the photo have chosen to wear the same clothes? — Почему вы думаете, что люди на фото решили надеть одинаковую одежду?
2. Do you think that unisex fashions and hairstyles (suitable for both men and women) will be more popular in the future? — Считаете ли вы, что однополые моды и прически (подходят как для мужчин, так и женщин) будут более популярным в будущем?

Ex. 2 Choose one of the topics and prepare a 3-minute presentation. — Выберите одну из тем и подготовьте 3-минутную презентацию.

A Do you agree with the opinion that only the animals kept in zoos will survive if we do not change our attitude to the environment? — Согласны ли вы с мнением, что только животные, содержащиеся в зоопарках выживут, если мы не изменим наше отношение к окружающей среде?
В Justify the opinion that films and books about disasters will always be popular because people enjoy being scared. — Обоснуйте мнение, что фильмы и книги о бедствиях всегда будет пользоваться популярностью, потому что люди любят быть напуганными.

VOCABULARY AND GRAMMAR – лексика и грамматика

Ex. 1 Put these words in the correct categories. Then add three more words to each group. — Поместите эти слова в правильную категорию. Затем добавьте еще три слова к каждой группе.

Criminals — Преступники: murderer — убийца, shoplifter — магазинный вор
Crimes — Преступления: mugging – грабительство, piracy — пиратство
Film production — Производство фильмов: director – режиссер, soundtrack — саундтрек
Types of films — Виды фильмов: thriller – триллер, western — вестерн
Adjectives for films — Прилагательные для фильмов: amazing – удивительно, predictable — предсказуемый

Ex. 2 Match 1-8 with a-h to make collocations and compound nouns. – Сопоставьте 1-8 с a-h, чтобы образовать словосочетания и сложные существительные.

1. appear — e in court – появиться в суде
2. break — f the law – нарушить закон
3. cheat — d in an exam – списывать на экзамене
4. commit — a a crime — совершить преступление
5. computer — с hacking – взлом компьютера
6. fare — b dodging – безбилетный проезд
7. private — g property – частная собственность

Ex. 3 Complete the text with one word in each gap. — Заполните текст одним словом в каждом пропуске.

Dear Sir,
I get very annoyed by old people complaining about mobile phones all the time. They always talk about loud ring 1) tone but forget what life was like before. Trying to find a phone which was usually 2) out of order. To 3) be honest, I can’t imagine life without my mobile. I’ve had my 4) since 2004 and, if you 5) ask me, it’s my most important possession. I’ve 6) written ten text already today. My advice to anyone reading this, don’t be miserable, get a mobile phone and enjoy 7) yourself.
Jane Silver

Уважаемый господин,
Меня очень раздражают пожилые люди, жалующиеся на мобильные телефоны все время. Они всегда говорят о громком рингтоне, но забывают, какой жизнь была раньше. Попытки найти телефон, который был, как правило, не рабочим. Если честно, то я не могу представить свою жизнь без моего мобильного телефона. У меня мой с 2004 года и, если вы спросите меня, то это мое самое важное владение. Я написал десять текстов уже сегодня. Мой совет любому, кто читает это, не будьте несчастными, заведите мобильный телефон и наслаждайтесь.
Джейн Сильвестр

Ex. 4 Complete the second sentence so that it has a similar meaning to the first sentence using the word given. You must use between two and five words including the word given. — Завершите второе предложение таким образом, чтобы оно имело такой же смысл, как и первое предложение, используя данное слово. Вы должны использовать от двух до пяти слов, включая данное слово.

1. I read the newspaper before I ate dinner. — Я читал газету, прежде чем я съел обед.
By the time I ate dinner I had already read the newspaper. — К тому времени как я съел обед я уже прочитал газету.
2. I often went swimming when I was a child. — Я часто ходил плавать, когда я был ребенком.
I often used to go swimming when I was a child. — Я часто ходил плавать, когда я был ребенком.
3. It is necessary for me to wear a tie at work. — Для меня необходимо носить галстук на работе.
I have to wear a tie at work. — Я должен носить галстук на работе.
4. I can stay at home today. The school is closed. — Я могу остаться дома сегодня. Школа закрыта.
I don’t have to go to school today. — Я не должен идти в школу сегодня.
5. Is it OK if I come round this afternoon? — Нормально, если я зайду во второй половине дня?
Do you mind if come round this afternoon? — Вы не возражаете, если я зайду во второй половине дня?
6. I can’t sing now and I couldn’t sing when I was young. — Я не могу петь сейчас, и я не мог петь, когда я был молод.
I have not been able to sing. — Я не был в состоянии петь.
7. When he was young he would never argue or fight. — Когда он был молод, он никогда не спорил и не дрался.
He didn’t use to argue or fight. — Он не спорил и не дрался.

Ex. 5 Complete the text with one word in each gap. — Заполните текст одним словом в каждом пропуске.

WHAT ARE WE DOING TO OUR PLANET?
You might not know this but, 1) at the end of the century, scientists estimate that over 10,000 species of animal, plant and insect 2) will be dead. You may think that this is a long time in the future but, if I 3) were you, I would start to worry now. In the 4) next five years, twenty animals that are alive now will be extinct. You will never see them, 5) unless something is done quickly. This isn’t a wild guess, this is really 6) going to happen.
Don’t wait until it’s too late. We need your help as 7) soon as possible.
Telephone now to find out what you can do: 0122 343 556

Что мы делаем для нашей планеты?
Вы можете не знать этого, но, в конце прошлого века, ученые подсчитали, что более 10 тысяч видов животных, растений и насекомых будут мертвы. Вы можете думать, что это долгое время в будущем, но, на вашем месте, я бы начал беспокоиться прямо сейчас. В следующие пять лет, двадцать животных, которые живы теперь будут вымершими. Вы никогда не увидите их, если что-то не будет сделано быстро. Это не дикое предположение, это действительно будет происходить.
Не ждите, пока будет слишком поздно. Нам нужна ваша помощь, как можно скорее.
Позвоните сейчас, чтобы узнать, что вы можете сделать: 0122 343 556

PRONUNCIATION — произношение

Ex. 1 Listen and put the words below in the correct columns. Then listen and check. — Послушайте и расставьте слова ниже в правильные столбцы. Затем послушайте и проверьте.

brother — брат, other – другие, than – чем, there – там, together – вместе, weather – погода, without — без

anthem – гимн, both – оба, north – север, thank – благодарить, thing – вещь, birthday – день рождения, tooth — зуб

LISTENING SKILLS – навыки аудирования

Ex. 1 Listen to the radio programme. Are the statements true or false? — Послушайте радио программу. Являются ли утверждения истинными или ложными?

F-1. Leslie Brown works on a gas platform. — Лесли Браун работает на газовой платформе.
F-2. Leslie found a strange object on top of his wardrobe. — Лесли нашел странный объект на верху своего шкафа.
T-3. He didn’t hear the strange noises the thing made. — Он не слышал странные звуки, которые издавала вещь.
F-4. The thing on his wardrobe was a Russian satellite. — Вещь на его шкафу была русским спутником.
T-5. The thing was found by the police. — Вещь была найдена полицией.
T-6. Leslie had taken some radar equipment. — Лесли взял радиолокационное оборудование.
T-7. The judge told Leslie to pay more than £2,000. — Судья сказал Лесли заплатить больше, чем 2000 фунтов стерлингов.

READING SKILLS – навыки чтения

Ex. 1 Read the article and choose the correct answers. — Прочитайте статью и выберите правильные ответы.

The millionaire secretary — Секретарь миллионер
Criminal or hero? – Преступник или герой?

In one of the most amazing financial scandals ever, Joyti De-Laurey, a secretary in a banking company, stole 54.5m from her employers in order to buy herself designer clothes, expensive cars and jewellery. She copied her bosses’ signatures, wrote cheques to herself and stole the money from their personal bank accounts. Some people think she was a hero: a modern-day Robin Hood. Others say she was just an ordinary criminal.

В одном из самых удивительных финансовых скандалов, когда-либо, Джойти Де-Лойри, секретарь в банковской компании, украла 54.5 миллионов у ее работодателей, чтобы купить себе дизайнерскую одежду, дорогие автомобили и драгоценности. Она скопировала подписи ее боссов, выписывала чеки себе и украла деньги со своих личных банковских счетов. Некоторые люди думают, что она была героем: современным Робин Гудом. Другие говорят, что она была просто обычным преступником.

Expensive tastes
The 37-year-old from London spent millions. She shopped in the most expensive shops, went to the best hairdressers and regularly ate in the most exclusive restaurants. She bought an Aston Martin car, a villa in Cyprus, and spent more than £350,000 on Cartier jewellery. The more money she spent, the fatter she got. By the time she had spent £4.5m, she was enormous and needed even more clothes in larger sizes.

Дорогие вкусы
37-летняя из Лондона потратила миллионы. Она делала покупки в самых дорогих магазинах, ходила к лучшим парикмахерам и регулярно питалась в самых эксклюзивных ресторанах. Она купила автомобиль Aston Martin, виллу на Кипре, и потратила более 350 000 фунтов стерлингов на ювелирные изделия от Картье. Чем больше денег она тратила, тем жирнее она становилась. К тому времени, когда она потратила 4.5 миллиона фунтов стерлингов, она была огромной и нуждалась даже в большем количестве одежды больших размеров.

Enormous salaries
Her bosses earned so much money that months went past before anybody noticed that she had stolen anything. One ex-managing director said, ‘When you’re making £60m a year, a few million missing is like a regular person not remembering the last penny on their account.’

Огромные зарплаты
Ее хозяева зарабатывали столько денег, что месяцы прошли, прежде чем кто-нибудь заметил, что она что-то украла. Один бывший управляющий директор сказал: «Когда вы зарабатываете 60 миллионов фунтов стерлингов в год, несколько пропавших миллионов, также как обычный человек, не помнит последнюю копейку на своем счету.

You’re under arrest
Finally De-Laurey was caught in May 2002. Her boss was going to give some money to charity, so he had checked his bank accounts and discovered that there was a fortune missing. The police found many expensive things in De-Laurey’s house: Cartier jewellery still in its boxes, almost fifty designer handbags, and lots more. She never got to live in the dream villa she had bought in the Mediterranean. Unfortunately for her, she was arrested just before she left for Cyprus.

Вы арестованы
Наконец Де-Лойри была поймана в мае 2002 года. Ее босс собирался давать деньги на благотворительность, поэтому он проверил свои банковские счета и обнаружил, что там отсутствовало целое состояние. Полиция нашла много дорогих вещей в доме Де-Лойри: ювелирные изделия от Картье все еще в своих коробках, почти пятьдесят дизайнерских сумок, и многое другое. Она никогда не пожила на вилле своей мечты, которую она купила в Средиземном море. К сожалению для нее, она была арестована как раз перед отъездом на Кипр.

A great artist
During her trial she laughed and joked with the journalists who described her as the ‘Picasso of Con Artists’. She said that her bosses had told her she could take the money. Unsurprisingly, the jury didn’t believe her story, and she was found guilty. The judge said that she was a born liar and sentenced her to seven years in prison.

Великий художник
Во время суда над ней, она смеялась и шутила с журналистами, которые описали ее как «Пикассо мошенников». Она сказала, что ее боссы сказали ей, что она может взять деньги. Неудивительно, что присяжные не поверили в ее историю, и она была признана виновной. Судья говорит, что она была прирожденным лжецом, и приговорил ее к семи годам лишения свободы.

1. What was Joyti De-Laurey’s job? — Какова была работа Джойти Де-Лойри?
a secretary — секретарь
2. Who did she steal from? — Кого же она обокрала?
b her bosses — ее боссов
3. What happened to her because of her new lifestyle? — Что случилось с ней из-за ее нового образа жизни?
b She got fatter. — Она стала жирнее.
4. Why did nobody notice what she was doing? — Почему никто не заметил что она делает?
с Her bosses had too much money. — ее начальство имело слишком много денег.
5. How was she caught? — Как она была поймана?
b Her boss examined his bank account. — Ее босс изучил свой банковский счет.
6. What did she say at her trial? — Что же она сказала в суде?
с That her bosses had allowed her to take the money. — что ее начальство позволило ей взять деньги.

SPEAKING SKILLS – навыки говорения

Ex. 1 Describe the photo and answer the questions. — Опишите фотографию и ответьте на вопросы.

1. Are the girls doing something unusual, do you think? Why?/Why not? — Девушки делают что-то необычное, как вы думаете? Почему, почему нет?
2. Do you think that all games and sports are suitable for both young girls and boys? Why?/ Why not? — Считаете ли вы, что все игры и виды спорта подходят как для девочек, так и для мальчиков? Почему, почему нет?

Ex. 2 Role-play the conversation. – Разыграйте разговор.

Student A
You are an English-speaking tourist who is planning a holiday in your partner’s country. — Вы являетесь англоговорящим туристом, который планирует провести отпуск в стране вашего партнера.
You are going to visit your friend in his/her city. — Вы собираетесь посетить своего друга в его / ее городе.
• Tell him/her about your travel plans — when you are going, how long you are going to stay, who you are going with. — Расскажите ему / ей о своих планах путешествия — когда вы едите, как долго вы собираетесь остаться, с кем вы собираетесь.
• Ask him/her about the best way to travel and where to stay. — Спросите его / ее о лучшем способе путешествовать и где остановиться.
• Tell him/her about what you would like to do while you are there and ask him/her for any advice. — Скажите ему / ей о том, что вы хотели бы сделать, пока вы будите там и попросите у него / нее советы.
You start the conversation. — Вы начинаете разговор.

Student В
A friend of yours is planning a holiday in your country. He/she is going to visit your city. — Твой друг планирует провести отпуск в вашей стране. Он / она собирается посетить ваш город.
• Ask him/her about his/her travel plans. — Спросите его / ее о его / ее планах на поездку.
• Suggest the best way to get to your city and a good place to stay. — Предложите лучший способ добраться до вашего города и хорошее место для проживания.
• Give him/her some advice on how to have a good time in your city without spending too much money. — Дайте ему / ей несколько советов о том, как хорошо провести время в вашем городе, не тратя слишком много денег.
Your partner starts the conversation. — Ваш партнер начинает разговор.