Maya civilization. Биболетова 10 класс перевод текста
Maya civilization.
Биболетова 10 класс перевод текста (“Enjoy English”, Unit 3, Section 1, ex. 36, 37, 38, page 97-98)
Ex. 36 Do the quiz: What do you know about the Mayan civilisation?
1. The Maya were ancient people of
a) Australia b) America c) Asia
2. The Mayan civilisation is considered to have been
a) advanced b) primitive c) strange
3. The Mayan civilisation reached its peak in
a) the 1st century BC b) the 19th century c) 800 AD
4. At its peak the Mayan civilization consisted of
a) 13 million people b) 1,3 million people c) 130 thousand people
5. At the peak of its development the Mayan civilization
a) invented the wheel b) moved to another place c) disappeared
6. The reason for the downfall of Mayan civilisation was
a) climate change b) the war with another civilization c) an unknown fact
Упражнение. 36. Выполните тест: Что вы знаете о цивилизации Майя?
1. Майя – это древние люди
а) Австралии b) Америки с) Азии
2.Считается, что цивилизация майя была
а) продвинутой b) примитивной с) странной
3.Цивилизация майя достигла своего пика в
а) 1 веке до н.э. b) 19 веке с) 800 год нашей эры
4. На пике развития цивилизация майя состояла из
а) 13 миллионов человек b) 1,3 млн. человек c) 130 000 людей
5. На пике своего развития цивилизация майя
а) изобрела колесо b) переехала в другое место с) исчезла
6. Причиной падения цивилизации майя было
a) изменение климата b) война с другим цивилизациями с) неизвестный факт
Ex. 37 Read the text about the Maya and check your answers to the quiz.
One of the great mysteries of archaeology was the sudden collapse of the Mayan Сivilisation of Central America. The disappearance of one of the great civilisations of the ancient world puzzled scientists for years, as they searched for clues among the ruined and deserted Mayan cities.
How could a sophisticated culture with its knowledge of mathematics and astronomy vanish into thin air? At its height in about 800 AD, there were probably about 13 million Mayans supporting elaborate cities with grand pyramid temples. Their lands extended from Chichen Itza on Mexico’s Yucatan Peninsula, through Tikal in Guatemala to Copan in Honduras. And then, almost instantly, everything collapsed.
Researchers have recently discovered that it was in fact climate change that caused the collapse of Mayan culture. It coincides directly with several periods of intense drought each lasting about a decade. The worst drought lasted between about 760 and 800 AD. Each one put more intense pressure on an already fragile civilisation.
The cities were densely populated. But they relied on corn-growing farmers who didn’t produce enough to sustain both themselves and the city dwellers. Even though the Maya built reservoirs to collect water, their crops still depended on seasonal rains. Their land had few rivers, being mostly dry limestone. When the rains failed, the water for drinking and agriculture simply ran out. With few reserves and lacking what became crucial for survival, Mayan Civilisation died.
History has many examples of cultures that collapsed in other parts of the world. Almost 3,500 years ago, a drought lasting about 200 years terminated a flourishing society in Mesopotamia. Scientists know from studying the rings in trees that a drought in about 1130 AD destroyed the Anasazi culture of the Chaco Canyon in New Mexico, USA.
But not all societies have had to surrender to the devastating effects of drought. The Chumash, of California’s Channel Islands, apparently changed their behavior in response to climate change. When deadly droughts threatened their survival these hunter-gatherers became traders.
What can modern societies learn from the Maya’s downfall? Supplies of clean water are one of the biggest problems facing countries all over the world. Australia has experienced record droughts since the start of the 21st century. The western USA uses so much water that the Colorado River is dry by the time it joins the sea. People will have to change their habits even more, in order to survive the climate changes that are predicted in the next decades.
Упражнение 37. Прочитайте текст о Майя и проверьте свои ответы.
Одной из самых больших загадок археологии было внезапное крушение цивилизации Майя в Центральной Америке. Исчезновением одной из великих цивилизаций древнего мира озадачены ученые в течение многих лет, они искали отгадку среди разрушенных и заброшенных городов Майя.
Как могла сложная культура с ее знанием математики и астрономии бесследно исчезнуть? На пике развития, примерно в 800 году нашей эры, вероятно, существовало 13 миллионов Майя, поддерживающих сложные города и пирамидоидальные храмы (в виде пирамид). Их земли простирались от Чичен-Ица на полуострове Юкатан в Мексике, через Тикаль в Гватемале в Копан в Гондурасе. А потом, почти мгновенно, все рухнуло.
Исследователи недавно обнаружили, что причиной краха культуры Майя являлись климатические изменения. Это совпадает непосредственно с несколькими периодами интенсивной засухи каждый продолжительностью около десяти лет. Самая сильная засуха длилась примерно с 760 по 800 года нашей эры. С каждым разом засуха все больше подрывала существование уже хрупкой цивилизации.
Города были густо заселены. Но они наделись на фермеров, выращивающих сельскохозяйственные культуры, которые не могли производить достаточно продукции, чтобы обеспечивать себя и жителей города. Несмотря на то, что майя построили резервуары для сбора воды, их сельскохозяйственные культуры до сих пор зависили от сезонных дождей.
На их земле было несколько рек, которые в основном состояли из известняка. Когда не было дождей, вода для питья и сельского хозяйства просто заканчивалась. Наличие всего нескольких источников воды и ее недостаток — именно это и стало решающим для выживания, цивилизация Майя умерла.
История имеет множество примеров культур, которые исчезли в других частях мира. Почти 3500 лет назад, засуха длилась около 200 лет и положила конец процветающему обществу в Месопотамии.
Изучая кольца на деревьях, ученые узнали о засухе, которая в 1130 году нашей эры погубила культуру Анасази, живших в каньоне Чако, Нью-Мексико, США.
Но не все общества сдались перед разрушительными последствиями засухи.
Чумаши с Нормандских островов Калифорнии, по-видимому, изменили свое поведение в ответ на изменение климата. Когда смертельные засухи угрожали их существованию, эти охотники-собиратели стали торговцами.
Что могут современные общества усвоить из падения Майя? Запасы чистой воды являются одной из самых больших проблем, стоящих перед странами во всем мире. Австралия пережила рекордные засухи с начала 21-го века. Западная часть США использует так много воды, что река Колорадо высыхает к тому времени, как она впадет в море. Людям придется менять свои привычки еще больше, для того чтобы пережить изменения климата, которые прогнозируются в ближайшие десятилетия.
Ex. 38 Find in the text from Ex. 37 the words and expressions in bold that mean the following:
a) a long period of time when there is little or no rain and crops die (drought)
b) a group of people who live by killing wild animals and finding food but do not by growing crops (hunter-gatherers)
c) very great or extreme (intense)
d) as a reaction (in response)
e) to use all of something and not have any left (run out)
f) with a lot of people living close together (densely populated)
g) cities with no people in them (deserted cities)
h) extremely important because it has a major effect on something (crucial)
i) to stay alive despite difficulties (survive)
j) immediately (instantly)
k) to create a situation in which something fails or stops existing (cause the collapse)
Упражнение 38. Найти в тексте упражнения 37 слова и выражения , выделенные жирным шрифтом , которые означают следующее:
а) длительный период времени, когда мало или вообще нет дождей, и сельскохозяйственные культуры умирают (засуха)
b) группа людей, которые живут, убивая диких животных и добывают пищу не выращивая сельскохозяйственные культуры (охотники-собиратели)
c) очень сильное или чрезмерное (интенсивное)
d) в качестве реакции (в ответ)
e) использовать что-то до конца, не оставляя ничего в запасе (заканчиваться)
f) большое количеством людей, живущих рядом друг с другом (густонаселенное место)
g) города без людей (пустынные города)
h) чрезвычайно важное, поскольку имеет большое влияние на что-то (решающий, ключевой)
i) остаться в живых несмотря на сложности (выжить)
j) немедленно (мгновенно)
k) создать ситуацию , в которой что-то дает сбой или перестает существовать (быть причиной краха)
Упражнение 39. Прочитайте текст из упражнения 37 еще раз, делая заметки. Затем используйте ваши записи и ответьте на эти вопросы:
1 . Почему рухнула великая цивилизация Майя? Когда это произошло?
2. Почему не Майя не пережили засуху?
3. Какие другие цивилизации рухнули по той же причине? Приведите примеры.
4. Как люди могут выжить в суровых условиях? Приведите пример.
5. Какой урок преподали нам Майя?